Вебинар «Новый порядок обучения по охране труда. К чему готовиться работодателям и работникам?»

Вопрос 1

По п. 9 необходимо определить форму и методы проведения инструктажа по охране труда. С формами вроде вопросов нет (очная/заочная/иная – фильм, например). Как вы понимаете методы проведения инструктажа по охране труда?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к определению понятий «формы проведения (организации) обучения» и «методы проведения обучения».

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме в зависимости от различных факторов. Каждая форма обучения предполагает различные виды учебной деятельности и учебных занятий (например, лекции, семинары, мастер-классы, деловые игры, консультации и др.). Форма организации обучения может быть как индивидуальной, так и коллективной.

Методы обучения – это способы совместной деятельности преподавателя и слушателей, направленные на решение задач обучения. Они могут быть:

  • словесными, когда источником знаний является устное или печатное слово;
  • наглядными, когда источником знаний являются наглядные пособия, презентации, обучающие ролики и т. д.;
  • практическими, когда слушатели получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия.

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 18.08.2015 № АК-2288/06 к наиболее целесообразным методам обучения относятся:

  • объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором обучающиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, а также через визуальное пособие;
  • репродуктивный метод, где применение изученного материала осуществляется на основе образца или правила, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Более подробно ознакомиться с существующими методами обучения позволяет, например, ГОСТ Р 58544-2019 «Менеджмент знаний. Руководство по развитию компетенций и организации обучения на малых и средних предприятиях».

Следовательно, при проведении инструктажей по охране труда можно организовывать занятия с группами работников или индивидуально, используя при этом обучающие фильмы, электронные курсы, презентации, лекционные материалы и т. д.