Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к определению понятий «формы проведения (организации) обучения» и «методы проведения обучения».
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме в зависимости от различных факторов. Каждая форма обучения предполагает различные виды учебной деятельности и учебных занятий (например, лекции, семинары, мастер-классы, деловые игры, консультации и др.). Форма организации обучения может быть как индивидуальной, так и коллективной.
Методы обучения – это способы совместной деятельности преподавателя и слушателей, направленные на решение задач обучения. Они могут быть:
- словесными, когда источником знаний является устное или печатное слово;
- наглядными, когда источником знаний являются наглядные пособия, презентации, обучающие ролики и т. д.;
- практическими, когда слушатели получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия.
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 18.08.2015 № АК-2288/06 к наиболее целесообразным методам обучения относятся:
- объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором обучающиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, а также через визуальное пособие;
- репродуктивный метод, где применение изученного материала осуществляется на основе образца или правила, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Более подробно ознакомиться с существующими методами обучения позволяет, например, ГОСТ Р 58544-2019 «Менеджмент знаний. Руководство по развитию компетенций и организации обучения на малых и средних предприятиях».
Следовательно, при проведении инструктажей по охране труда можно организовывать занятия с группами работников или индивидуально, используя при этом обучающие фильмы, электронные курсы, презентации, лекционные материалы и т. д.